Семинар Отдела динамических систем
14 мая 1999 г., 1500

Специализированные системы визуализации для некоторых классов дифференциальных игр

Пыхтеев О.А.

При решении игровых задач быстродействия второго порядка полезным является изображение графика функции цены (времени оптимального быстродействия). График функции цены -- поверхность в трехмерном пространстве, имеющая достаточно сложное устройство.

Рассматриваемый в работе способ изображения ориентирован на случай, когда информация о функции цены поступает в виде набора фронтов (линий уровня функции цены). Предполагается, что фронты просчитаны с определенным шагом по времени. Каждый фронт является ломаной, заданной своими вершинами. Соседние фронты могут иметь различное число компонент связности.

Для восстановления поверхности был выбран метод триангуляции. Суть специализированного алгоритма заключается в следующем. На фронтах выделяются точки, в которых линии резко изгибаются. Этими точками фронты разбиваются на несколько компонент так, что в пределах одной компоненты нет резких изгибов. Затем находится соответствие между компонентами на соседних фронтах. Между соответствующими компонентами производится триангуляция. Алгоритм позволяет выделять места, где нарушается гладкость и непрерывность графика функции цены. Закраска треугольников производится методом Гуро. Система включает в себя средства для изменения ракурса, "материала" поверхности, положения источника света. Имеется возможность плавного изменения цвета поверхности в зависимости от значения функции. На рис. 1 показано изображение графика функции цены для дифференциальной игры "шофер-убийца". В горизонтальной плоскости даны фронты, просчитанные по алгоритму, разработанному В.С.Пацко и В.Л.Туровой.

При исследования решений дифференциальных игр важным является анализ сингулярных поверхностей, на которых функция цены и оптимальные движения имеют те или иные особенности. С.С.Кумковым и В.С.Пацко предложен алгоритм построения сингулярных поверхностей для линейных дифференциальных игр с фиксированным моментом окончания и выпуклой функцией платы, зависящей от двух компонент фазового вектора. Алгоритм выдает набор точек с указанием типа сингулярности.

Разработан специализированный алгоритм восстановления сингулярных поверхностей по данному набору точек. Сложность обусловлена тем, что заранее неизвестны закономерности сочленения поверхностей разных типов.

Работа примыкает к исследованиям, проводимым совместно в Отделах динамических систем и системного обеспечения, по созданию специализированных средств визуализации решений дифференциальных игр.

Рис. 1: График функции цены для игры "шофер-убийца"